Дошкольная туристская подготовка — средство оздоровления в ДОУ

Дошкольная-туристская-подготовка-как--средство-оздоровления-дошкольников Спорт и физкультура были и остаются самыми  действенными  средствами оздоровления любого организма. К сожалению, на сегодняшний день, далеко не полностью используются эти возможности, в целях оздоровления детей и формирования у них здорового образа жизни. Поэтому целью работы всего педагогического коллектива центра развития ребенка – ДОУ № 41 города Сочи является максимальное использование возможностей совместной деятельностью дошкольного учреждения, центра детского и юношеского туризма города Сочи, семьи и социума в целях комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, приобщения к ценностям здорового образа жизни. С 2000 года педагоги нашего центра развития ребенка реализуют комплексную программу «Дошкольная туристская подготовка»

Учитывая цель нашей работы, мы решаем следующие задачи:

— сформировать через активную туристскую деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
-помочь детям освоить специальные знания по вопросам туризма и накопить необходимый опыт для успешного укрепления  физического и психического здоровья;
-развивать представление о туристической деятельности как о средстве оздоровления и познания мира;
-привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении;
— обеспечить участие семьи как в общих и индивидуальных, так и в семейных мероприятиях.

Поэтому модель взаимодействия нашего центра развития ребенка с другими социальными партнерами выглядит следующим образом: прежде всего наши потенциальные партнеры – это центр детского и юношеского туризма, Хостинская поликлиника, близлежащие средние образовательные школы, музей истории и краеведения, Биосферный Заповедник и Лесничество. Сотрудничаем мы по следующим параметрам: повышение квалификации педагогов, методическое обеспечение, проведение и участие в спортивных, оздоровительных мероприятиях, обучение дошкольников. Разрабатываются различные формы сотрудничества, такие, как методические объединения, экскурсии, походы, соревнования, фестивали, летний туристский лагерь, природоохранные акции, театрализованные представления. Кроме этого, заключены договора с выше перечисленными организациями на перспективное сотрудничество.

При разработке содержания социально-оздоровительной работы через дошкольную туристскую подготовку,  мы исходили из содержания общей подготовки туриста, которая включает теоретическую, физическую, техническую и тактическую подготовку, а также формирование ценностей здорового образа жизни.
Для успешного развития общей физической подготовленности с воспитанниками проводятся Дни здоровья, спортивные игры и соревнования с установкой палатки, имитацией переправ, преодоление различных препятствий, ориентирование на местности, работа с топографической картой, компасом, Олимпийских уроков и соревнований, участие в военно-патриотической игре «Зарница» с трехдневным выездом, участие в летнем спортивном туристском лагере в полевых условиях. Обучение начальным туристским навыкам осуществляется в теоретической и практической игровых формах

Военно-патриотическая игра «Зарница» в ДОУ

Школы заинтересованы в способных учениках, хорошо подготовленных к учебе, к пребыванию в коллективе. Многолетний опыт  работы по дошкольной туристской подготовке показывает, что занятия туризмом являются той ступенькой, на которой ребенок приобретает первоначальные навыки и привычки правильного поведения в природе, в коллективе, в учреждении.

Дети любят походы и могут пройти достаточно большое расстояние. Но не только проходимость километров является нашей задачей, хотя развитие выносливости, ловкости, силы входит в программу по дошкольной туристской подготовке.
Туристско-краеведческая деятельность дошкольников – эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Она включает в себя знакомство с природой, окружающим миром, его достопримечательностями, памятниками истории и природы, расширяет кругозор ребят, воспитывает патриотические чувства.
Город, в котором мы живем, просто создан для занятий туризмом. Ведь чем раньше мы научим ребенка знакомить с красотой родной природы, окружающим нас миром, научим его смотреть и видеть, слушать и слышать, тем более, уверенней можно вырасти достойного человека с положительными чертами характера.
Занятия для детей дошкольного возраста  мы проводим  в игровой форме, так как в этом возрасте игровая деятельность влияет на развитие  внимания, памяти, мышления, воображения, все познавательные процессы.
Основными формами являются экскурсии, прогулки в близлежащие парки, лес, на водоемы, по достопримечательным местам города, района, в заповедные места, музеи. На туристских и экологических занятиях ребята изучают родную природу, обучаются туристским навыкам с элементами ориентирования. Дети учатся работать с картой-схемой детского сада, района, парка, с удовольствием участвуют в городских соревнованиях по спортивному туризму наравне со школьниками.

Городские соревнования по спортивному ориентированию. Мы – команда!

Убеждения человека формируются с детства. Одна из первоочередных задач (нравственных) – воспитание любови к Родине, а значит, и воспитание бережного отношения к родной природе. Достижение данной задачи возможно в том случае, если познакомить детей с ее тайнами, показывать интересное и учить наслаждаться пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональное, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Усвоив навыки и знания по этим темам, детям легче будут усваиваться такие  школьные предметы, как природоведение, география , биология и пр. Основное средство познания природы – наблюдения. Природа полна необыкновенных чудес. Педагоги нашего центра развития ребенка стараются  помочь ребенку находить новое в уже известном, увиденном.

Соревнования по спортивному ориетированию «Российский азимут»

 В дошкольном возрасте дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью ее охраны и улучшения. Целесообразно вести наблюдения на экскурсиях, прогулках. С детьми совершаются выходы в природу – в парки, лес, на водоемы и т.д.  Устраиваются  и специальные тематические дни — День Земли, День Нептуна, День Спорта, День Краеведения, День туризма, День парков и пр.  Ежегодно в детском саду проводим экологические акции «Мы – защитники природы», «Наш дом – Земля», «День Воды»,  «Первоцветы»», «День птиц», «Марш парков», совместные акции с учащимися школ по охране Черного моря , птиц и др. Привлекаем  детей к полезному  труду в цветнике, на территории детского  сада, в парке, в тисо-самшитовой роще, на пляжной полосе моря. Ребята сами создают свою «Красную книгу», придумывают модели-знаки по охране природы. В конце года проводим викторину в лесу «Туристы и природа».
Экскурсии и путешествия должны иметь цель. Вот примерные темы таких путешествий: «К тайнам природы», «Геологическая экспедиция», «Зеленая аптека», «Путешествия на лесную полянку», «Походы следопытов», « Поход Робинзонов», «Экологическая экспедиция», «Всемирный День Туризма», «Тропою здоровья», «В поход – всей семьей», «Мой город – самый лучший!» и др.

  Путешествуем вместе с родителями!

Полные ярких впечатлений дети возвращаются в детский сад. Несколько часов общения с удивительным миром природы, а сколько радости и пользы для здоровья!
А с какой радостью дети воспринимают сообщения о походе в лес! Сразу начинают петь любимую песню «Ничего на свете лучше нету», которую выучили на музыкальном занятии с музыкальным руководителем!
Во время продвижения по лесным тропинкам всегда даем  задания по наблюдениям за явлениями природы в различное время года. На привалах дети делятся своими впечатлениями
Так мы учим ребенка любить природу, а значит, творить добро, думать над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. И обязательно, на каждом выходе, читаем  детям стихи о природе!
Когда изучены темы по краеведению, охране природы, начинаем изучать темы по начальным туристским навыкам. Теоретические занятия проводятся в основном в зимнее время, а закрепление материала осуществляется на выходах. Ребята учатся обращаться с туристским снаряжением, приобретают элементарные турнавыки и умения. Учатся ставить палатку, находить место для бивака, разводить и знать разновидность костров, имеют свои обязанности( командир отряда, замыкающий, завхоз, фотограф, медик, костровой, дежурный и пр.)
Умения и навыки, приобретенные детьми на занятиях и закрепленные в совместной и свободной деятельности применяются в  самых различных спортивных мероприятиях (соревнования по туристской технике, спортивному ориентированию, спортивному скалолазанию, по поисково-спасательным работам), занятиях по физкультуре (их содержание составляют физические упражнения и игры, эстафет, соревнования).

   Мы – призеры!

Организация и проведение туристических походов способствует организации полноценного отдыха (физическая активность, смена впечатления, познавательность, общение с людьми, активизация словаря и закрепление пройденного материала, практическая его часть).

Походы с дошкольниками предполагают три этапа – подготовка к походу, сам поход и подведение итогов. Подготовка к походу включает в себя изучение маршрута по плану, чтение литературы по этому вопросу, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр слайдов, видеофильмов, беседы с детьми,  дидактические игры. В походе проводятся наблюдения, дети учатся упражняться в определении объектов природы, в освоении туристских умений, преодолении препятствий, играют в дидактические  и подвижные игры.
. Непосредственный контакт природы с объектами природы, живое общение  с растениями, насекомыми, птицами, наблюдения за ними в разное время года, осмысление увиденного в процессе обсуждения – все это учитывается при подготовке и в процессе самого похода. Оберегая и заботясь о природе, мы заботимся и о своем здоровье. Сломанная ветка, брошенный мусор вызывает негативные реакции у детей. Поэтому  во время проведения походов (экскурсий) в природу  мы включаем специальные мероприятия, когда взрослые совместно с детьми приводят в порядок тропу, место привала. Во время походов используем пословицы, поговорки, загадки, стихи.
Дошкольники с большим интересом готовятся к походам, без переутомления выносят нагрузки, с желанием рисуют «отчеты». Родители, видя интерес детей к туризму, охотно помогают нам; участвуют в походах, соревнованиях, акциях, фестивалях.
Многолетний опыт и отслеживание результатов показывают, что дети, которые занимаются туризмом, успешно развиваются физически, у них  лучше развиваются основные виды движений, отслеживается прирост  спортивных достижений, снижается заболеваемость. Выпускники туристских групп нашего центра развития ребенка  в дальнейшем совершенствуются в туристских классах общеобразовательных школ района.
Выше названных результатов мы достигаем с помощью диагностирования уровня дошкольников (2 раза в год), систематического проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, участия в городских, всероссийских спортивных мероприятиях, проводимых ЦДЮТ, спортивными  и иными организациями города, анализа заболеваемости и физического развития дошкольников, опроса родительского сообщества о результативности физкультурно- оздоровительной работы через занятия туризмом.

На соревнованиях по поисково- спасательным работам «ПСР-чик для малышей»

Отдых после соревнований   

Вязка узлов

Учимся моделировать костры

Переправа.  Личностные соревнования по туртехнике.

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти