Физическое воспитание детей в детском саду

Физическое воспитание детей  в детском садуВ нынешнее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогическому персоналу детского сада. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
3. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
4. Проветривание ванны /перед, после сна/
5. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
6. Профилактические прививки
7. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
8. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
9. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
10. Профилактика осанки детей /ежедневно/
11. Физкультминутки /ежедневно/
12. Подвижные игры /ежедневно/
13. Прогулки /в теплое время года/
14. Полоскание горла /ежедневно/Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
15. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
1. спортвный зал оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
2. имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
3. имеется музыкальный зал;
4. существует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом.Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
Консультации для воспитателей:“Особенности проведения гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
Планирование выступлений на педсоветах:“ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.
Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”. В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:
1. сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
2. занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
3. занятия-тренировки основных видов движений;
4. занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
5. занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Конечно,хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
1. подбор упражнений для физкультминуток, для гимнастики, для организации игр между занятиями;
2. оборудование физкультурного уголка;
3. организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
4. оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
3. Профилактика заболеваний.
4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика,профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты,кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание перед сном групп. В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения,обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос,подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:
1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо — и кровообращение в легких.
Основные правила.
1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
4. Дышать носом.
Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.
Массаж рук
Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы,вызвать ощущения легкости, радости.
1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
4. Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.
Массаж ушных раковин
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:
1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.
Массаж головы
Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.
Массаж лица
Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица,вырабатывать умение управлять мимикой,“лепить” красивое лицо.
1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
3. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
1. воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
2. рациональное, сбалансированное питание;
3. оптимальная двигательная активность, физическая культура;
4. закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
5. профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
6. здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
1. значение здорового образа жизни;
2. осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
3. обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
4. взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
5. научиться приемам самомассажа;
6. усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
В связи с этим коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья. Тематическое планирование занятий:
Месяц Тема занятий
Сентябрь “Вот я какой”
Октябрь “Чтобы быть здоровым”
Ноябрь “Наши органы дыхания”
Декабрь “Наши органы слуха”
Январь “Как сохранить хорошее зрение”
Февраль “Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?”
Март “Мои защитники кожа, ногти, волосы”
Апрель “Внутренние органы”
Май “Правила на всю жизнь”
Хорошо в этот день в детском саду запланировать такие оздоровительные физкультурные занятия:
1. Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр ( в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
3. Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
8. Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы. Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка , т.е. поступлению в первый класс.

Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте с семьей. Для этого мы используем следующие методы работы: анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей); индивидуальные беседы, консультации. В начале учебного года, на общем родительском собрании, решаем вместе с родителями и только с их разрешения, какую фитотерапию будем проводить с детьми. Какие травы можно применять в работе, а какие нельзя. Это очень важно, потому что у некоторых детей аллергия на травы. Правда, в нашей практике мы используем только календулу, ромашку, шалфей и пока никаких осложнений не возникало.
В процессе нашей деятельности мы пришли к следующим выводам. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в нашем детском саду, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Обладают всеми качествами гармонически развитой личности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В.Г. Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
2. «Дошкольная педагогика № 3 , №5 2007 г.;

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти