Индивидуальный распорядок дня ребенка дошкольного возраста

Индивидуальный распорядок дня ребенка дошкольного возрастаВ последние десятилетия при комплектовании групп в рос­сийских дошкольных образовательных учреждениях практикуется метод разделения воспитанников на группы с учетом их возраста. Первая младшая группа включает в свой состав воспитанников в возрасте от 2 до 3 лет, вторая младшая группа — дети в возрасте от 3 до 4 лет. Средняя группа формируется из воспитанников в воз­расте 4-5 лет, старшая группа — от 5 до 6 лет. Последняя группа воспитанников ДОУ подготовительная группа к школе — состоит из воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет. Для каждой из обозна­ченных групп педагоги-воспитатели выбирают индивидуальный режим дня, в котором учитываются возрастные, физиологические особенности детей, а такжt их уровень развития. Например, для вос­питанников подготовительной группы дошкольное учреждение мо­жет предложить дополнительные услуги в форме подготовительных занятий к школе, которые непосредственно организует и проводит приглашенный учитель начальных классов. Нередко в дошкольных образовательных учреждениях происходит слияние в одной группе детей в возрасте старшей и подготовительной групп. В этом случае педагоги-воспитатели совместно с психологом должны разработать единую универсальную программу, которая отвечала бы интересам детей как старшей, так и подготовительной групп. Возрастная сис­тема формирования групп в дошкольном образовательном учреж­дении стала привычной в детском саду. Дети поэтапно переходят из младшей в среднюю группу, а затем в подготовительную. В своей основе современная российская система детского сада во многом напоминает режимом школьную.

Однако в условиях модернизации образования, в том числе и до­школьного, не может не возникнуть вопрос, насколько эта система обеспечивает полноценное развитие и формирование личности ре­бенка, раскрытие его индивидуальных способностей. Ни для кого не секрет, что сейчас во многих семьях растут один, максимум два ребенка, большие семьи, «родовые гнезда» сейчас большая редкость. Родители и дети видят друг друга лишь в короткий промежуток времени, когда мама или папа возвращаются с работы, а ребенок в это время уже готовится спать.

Совместный досуг родителей и детей сейчас становится боль­шой редкостью. После рабочей недели родители в короткие выход­ные стараются решить накопившиеся бытовые проблемы, которые никак не связаны с детьми. Таким образом, дети большую часть своего времени проводят в детских садах, со своими сверстника­ми. Однако и там они лишены возможности общаться со старшими и младшими ребятами по возрасту. Заведующему детским садом необходимо компенсировать подобный недостаток через распорядок дня детей, находящихся в детском саду, таким образом, чтобы все дети имели возможность общения друг с другом.

Контакты между возрастными группами можно осуществлять в разных формах. Так, во время утреннего приема детей следует поощрять старших в помощи младшим. Заведующий рассказывает ребятам, собравшимся всем вместе в столовой, как Ваня К., Сере­жа Н. и Ксения П. помогали ребятам из младшей группы раздеться после прогулки, организовали совместные игры с ребятами. Важ­но приучать детей быть активными участниками воспитательного процесса.

Рассматривая коллектив ДОУ как единую большую семью, важ­но формировать атмосферу толерантности между детьми разных возрастных групп. Лучше всего это достигается в ходе совместных мероприятий. Это могут быть коллективные постановки спектаклей, подготовка праздников, встречи Нового года или Дня мамы. К по­добного рода совместным мероприятиям дети в группах готовятся

заранее. Под руководством педагогов-воспитателей дети стремятся как можно лучше убрать комнату, приготовить своими руками на уроках творчества маленькие сувениры и подарки. Нередко в млад­ших и старших группах учатся дети из одной семьи, и этот фактор также необходимо учитывать при проведении совместного меро­приятия.

Заведующий детским садом совместно с педагогами-воспитателями должен осуществлять другие варианты общения детей разно­го возраста. Подобное общение может проходить в форме встречи с детьми, окончившими детский сад, особенно если в детском саду продолжают воспитываться их младшие братья и сестры, визитов в школу. Хорошей традицией, принятой многими детскими садами, является присутствие детей на школьной линейке 1 сентября.

Большая часть воспитанников не получает в семье навыков самообслуживания. Это связано в первую очередь с тем, что боль­шинство родителей, не обладая в достаточной мере свободным временем, стремятся самостоятельно выполнить уборку комнаты, в которой живет ребенок, поскольку совместная уборка отнимает слишком много времени. Дети, поступающие в дошкольное обра­зовательное учреждение, не осознают необходимость убирать вещи после прогулки, класть игрушки и учебные пособия на полки после окончания занятий или игры. Они живут с уверенностью, что сейчас придут взрослые и выполнят эту работу.

Одной из задач педагога-воспитателя является формирование у детей навыков элементарного самообслуживания. В форме игры необходимо привлекать детей (прежде всего старших и подготови­тельных групп) к уборке учебной комнаты, подготовке ее к занятию. Неплохо работает система введения дежурства в старших и под­готовительных группах: составляется график дежурств, согласно которому дети принимают самое активное участие в поддержании порядка. Они расставляют стульчики перед занятиями и убирают их, поливают цветы, кормят (при необходимости — под контролем взрос­лых) аквариумных рыбок, следят за порядком в младших группах.

В то же время не следует забывать о соблюдении распорядка дня, способствующего полноценному отдыху и воспитательному процессу учащихся. В таблице 2 приводится примерный распоря­док дня.

Приводимая таблица носит рекомендательный характер. Однако стоит помнить, что дети до 6 лет должны спать днем не менее 1 раза. Продолжительность дневного и ночного сна для детей в возрасте 3-6 лет должна быть не менее 12 ч.

Таблица

Примерный распорядок дня ребенка

Мероприятие Время дня
для ребенка 3-4 лет для ребенка 4-6 лет
Пробуждение, утренний туалет. Приход ребенка в детский сад 7.00—8.00 7.00-8.00
Гигиенические процедуры 8.00-8.15 8.00 8.15
Утренняя зарядка 8.15-8.20 8.15-8.20
Завтрак 8.30-9.00 8.30-9.00
Гигиенические процедуры по­сле завтрака 9.20-9.30 9.20-9.30
Занятия 9.30-9.50 9.30-9.50; перерыв 10 мин; 10.00-10.20
Прогулка 10.00-12.00 10.30-12.30
Гигиенические процедуры 12.00-12.10 12.30-12.40
Обед 12.10-12.40 12.40-13.10
Дневной сон 12.40-15.30 13.10-15.00
Полдник 15.30-16.00 15.00-15.30
Занятия 16.10-16.30 15.40-16.00; перерыв 10 мин; 16.10-16.30
Прогулка 16.30-17.50 16.40-17.50
Гигиенические процедуры 17.50-18.00 17.50-18.00
Ужин 18.00-18.30 18.00-18.30

К индивидуальным занятиям детей, находящихся в дошкольном образовательном учреждении, следует отнести физическое воспи­тание. В условиях возрастания объема и интенсивности учебно­познавательной деятельности гармоничное развитие дошкольника невозможно без повышения роли физической культуры в его жиз­недеятельности На занятиях воспитатели еще раз уточняют, что движения являются биологической потребностью человека, слу­жат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащают ребенка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Физическая культура всегда была обязательным разделом рабо­ты ДОУ, однако в последние годы содержание занятий физическими упражнениями с дошкольниками активно обновляется. Изменение процесса физического совершенствования детей происходит в кон­тексте модернизации всей системы общества. Поэтому ознаком­ление с современной теорией и практикой, выбор эффективных приемов работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, изучение и внедрение новаций, широкая информирован­ность педагогов в области физического развития и оздоровления дошкольников являются в настоящее время актуальными направ­лениями повышения квалификации педагогов-практиков.

Сегодня спорту в стране уделяется достаточное внимание: вос­станавливаются спортивные клубы и секции, открываются и рекон­струируются плавательные бассейны и стадионы. Занятия спортом являются гарантией здорового населения страны, и этого нельзя не учитывать заведующему дошкольным образовательным учреж­дением при составлении программы занятий в ДОУ. При их орга­низации педагогам-воспитателям следует знать, что адаптационные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы де­тей в дошкольный период намного ниже, чем у взрослых. Исходя из данной особенности детского организма физические упражнения должны соответствовать их возрасту и физическому развитию. Эти физические нагрузки рекомендованы только тем детям, которые не имеют нарушения здоровья, поэтому занятия могут выделяться в индивидуальный распорядок дня.

Физические упражнения лучше всего проводить через 1-2 ч после завтрака или дневного сна. Вечерние физические упражнения должны быть организованы не позднее чем за 1 ч до сна. Полезны за­нятия в форме так называемых двигательных рассказов, когда педагог-воспитатель предлагает ребенку выполнить ряд последователь­ных движений, каждое из которых повторяет движения какого-либо животного или предмета. Это может быть имитация полета птицы, движения паровозика, самолета, кошки, качающихся деревьев и т. д. Все занятие проводится в форме веселой игры, когда внимание де­тей отвлекается от технического выполнения упражнения, которое требует от ребенка определенной ловкости и физических усилий. Веселый тон педагога, улыбка на его лице увлекают ребенка, и он перестает замечать трудности.

Рекомендуется изменять исходные положения упражнения, че­редуя положения лежа, сидя, стоя и т. д. Здесь следует учитывать, что дети не могут долго находиться в одном положении, а подобное чередование помогает им выполнять задания. Все движения в уп­ражнениях необходимо повторять от 2-3 до 5-6 раз. Между наиболее трудными физическими упражнениями делается 30-60-секундная пауза для отдыха, которую можно провести в игровой форме. Напри­мер, педагог-воспитатель предлагает ребятам принять позу спящего мишки или отдыхающей собачки. Каждый ребенок, приходящий на занятия, требует к себе индивидуального подхода, учитывающего характерные только для него двигательные навыки. Педагог должен следи ть, чтобы ребенок на занятиях не переутомлялся, не испытьшал дискомфорта и неловкости перед своими ребятами по группе. Ле­том занятия спортом следует перенести на открытый воздух. Игры являются замечательным средством физического развития детей, они формируют двигательные навыки ребенка, волю, воспитывают моральные качества личности.

Во время проведения индивидуальных занятий для детей 3-4 лет можно подбирать игры с конкретным содержанием (например, про волка, который испугался, или прогулку цыплят). С детьми 5-6-лет- него возраста можно проводить игры с элементами соревнования. В 6-7 лет в играх должны присутствовать разнообразные движения (например, прыжки, лазанье, бег), при проведении которых должен оглашаться результат: самый быстрый, самый ловкий и т. д.

К индивидуальным занятиям относятся занятия по закалива­нию детей. Закаливание проводится по методике, соответствующей возрасту детей, и с согласия родителей воспитанника. Закаливание проводится регулярно, в одно и то же время. В процессе закаливания следует учитывать силу и интенсивность воздействия на организм температуры, состояние организма ребенка. Основными факторами закаливания являются солнце, вода и свежий воздух.

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти