Клуб добрых волшебников «Цветик – семицветик»

Немсадзе Алена Викторовна Лобойко Елена Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 76, Белгород, Россия.

Скачать статью Клуб добрых волшебников «Цветик – семицветик» Немсадзе

 «Доброта должна стать

таким же обычным  состоянием

человека, как мышление.

Она должна войти в привычку».

В.А.Сухомлинский

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка?

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.

Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства  общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребёнка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, а ещё сложнее нам,  педагогам. Для решения этой сложной задачи мы пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы нас с ребёнком. В коллективном воспитании очень важно, чтобы связующая нить проходила через каждого ребёнка, только тогда возможно развитие индивидуальных качеств детей. Если педагогу удаётся установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и взрослому, и ребёнку. Главное – постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.

Родители и воспитатели иногда даже не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

С целью решения данной проблемы, а именно  продолжением работы по формированию конструктивных способов взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста, стал организованный в нашем ДОУ №76 детский клуб добрых волшебников «Цветик – семицветик», направленный на закрепление положительных изменений в поведении ребёнка, его доброжелательного отношения к окружающим.

Значимость организации в ДОУ детского клуба  заключается в том, что, приобретая позитивный опыт достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение, ребёнок начинает охотно взаимодействовать со сверстниками, что в будущем облегчит ему адаптацию к школе. Кроме того, такие социальные навыки, как умение устанавливать  и поддерживать контакты  с разными категориями людей, способность действовать в команде, заинтересованность и мотивированность в деятельности других людей,  необходимы любому человеку и в современной профессиональной жизни.

Создавая «Клуб добрых волшебников», мы ставили перед собой следующие задачи:

  • исследовать особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста и выявить имеющиеся проблемы;
  • провести работу по формированию конструктивных способов взаимодействия со сверстниками;
  • организовать в ДОУ новую форму работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующую закреплению у них конструктивных способов взаимодействия и доброжелательного отношения к окружающим.

Критериями сформированности у детей конструктивных способов взаимодействия с окружающими являются:

  • желание вступать в контакт с окружающими, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими,
  • повышение интереса к сверстнику, свидетельствующее о внутренней причастности к нему,  положительная оценка его действий, выражающаяся в одобрении и поддержке,
  • способность принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои,
  • самым важным изменением в развитии межличностных отношений является способность видеть и воспринимать другого человека, а не себя в нем,
  • умение организовать общение, включающее способность слушать собеседника,  эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.

С момента начала занятий в нашем клубе  для воспитателей проводятся дополнительные мастер-классы по проведению игровых занятий,  привлекаются  к сотрудничеству родители воспитанников, совместно с которыми мы создали картотеку игр и иллюстрированное пособие «Уроки вежливости и доброты».

Темы занятий нашего клуба довольно разнообразны, но главное, они направлены на закрепление у детей способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему;  проявлять инициативу: развеселить сверстника, предложить поиграть вместе, рассказать интересную историю и т. д.; побеседовать с ребёнком о его друзьях, кого ребёнок считает своим лучшим другом;

«Поделись улыбкою своей» — обсудить с детьми способы, как можно поддержать сверстника, у которого испортилось настроение, обсудить с ребёнком возможные способы, как развеселить грустного человека.

Предлагаю вашему вниманию лишь некоторые из тем:

«Подари улыбку» —       предложить детям изготовить поделку и подарить лучшему другу.

Рассказать ребёнку о своём лучшем друге (подруге).

 «Самый лучший папа» — всем вместе выучить стихотворение для любимого папы.

 «Мама милая моя» — изготовить подарок для мамы к 8 Марта и обсудить возможные способы его вручения.

 «Обучай-ка»       — предложить детям научить ребят из их группы играть в весёлую игру «Слон, жираф, крокодил».

 «Праздник хорошего настроения» — закреплять у детей умение говорить комплименты, делать приятное для окружающих.

 «Воспитатель – вторая мама» — предложить детям сделать что-нибудь приятное для воспитательницы.

«Смешинка» — придумать разнообразные способы, как поднять настроение окружающим.

«Поиграй-ка» — игра «Весёлые переглядки» с детьми младших групп.        «Доброта спасёт мир» — обсудить с ребёнком возможные способы участия в «Весенней неделе добра».

Обсудить с ребёнком, чем родители помогают детскому саду и что может сделать он сам.

«Я садовником родился» —   предложить детям помочь детскому саду: посеять семена цветов для клумб.

 «Хорошо ли быть капризным?» — подготовить инсценировку сказки для детей младших групп

 «Одевай-ка» — предложить детям помочь малышам ясельной группы одеться на прогулку.

Подведение итогов работы клуба: в конце каждого занятия детям торжественно вручаются дипломы о присвоении звания «Мастер общения» и медали за различные заслуги: «За находчивость», «За вежливость», «За желание помочь» и  т.д.

Главное — эмоционально выразить восхищение ребёнком и гордость за него.

Старшие дошкольники (пяти — семи лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый  может задать ребенку следующие вопросы:

—  С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

—  Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

—  С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем — нет

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Большой популярностью у наших воспитанников пользуется игра  «Стульчик  дружбы»

Воспитатель: Посмотрите, это Стульчик Дружбы. Сейчас вы по очереди будете садиться на него, а ваши товарищи будут говорить вам приятные слова. Садись, Ваня

Ребята, давайте скажем, какой Ваня, чтобы ему было приятно.

Дети: Ваня, ты добрый (умный, красивый, хороший, смелый и т.д.)

Воспитатель: Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим друзьям! Как доброжелательно относитесь друг к другу! Это значит, что дружба между вами хорошая и крепкая. Молодцы!

Отлично справились с заданием.

Игра  «ПОСЛУШАЕМ СЕРДЦЕ»

Педагог говорит: «Мое сердце умеет разговаривать с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим-то маленьким сердечком: Тук-тук! Тук-тук! Тише, дети! Я послушаю». Затем педагог подходит к детям по очереди, слушает их сердца и говорит о каждом что-то хорошее, что он узнал от его родителей.

Потом педагог просит детей сесть тихо-тихо и послушать, что их сердечки хотят сказать:

•  Мама и папе, нашим братьям, нашим сестрам, семье,

•  твоим друзьям и соседям,

•  всем людям,

•  всему миру.

Попросите детей услышать как можно больше хорошего, чтобы от их сердец протянулось много-много лучей, как от солнышка.

Рисунок «Солнышко наших сердец»

Педагог раздает детям листочки с контурами сердечка. Дети раскрашивают свои сердца разными красками. Затем они рассказывают о том, что услышали их сердца и рисуют у своих сердец разноцветные лучи.

Игра  «Цветик-семицветик»

Воспитатель: Ребята, многие из вас бывали в весеннем лесу? (Ответы детей). Весной лес становится живым. А давайте, заглянем в этот зелёный дом и посмотрим, что там происходит. (Дети берутся за руки и вместе с воспитателем отправляются по тропинке на лесную полянку).

(Звучит музыка леса)

Воспитатель: Представьте, что все мы очутились на лесной полянке! Но почему-то наша полянка совсем грустная, здесь до сих пор нет ни одного цветка. Давайте поможем им пробиться к солнышку

Пальчиковая игра “Цветы”

На полянку мы пришли

И цветочки здесь нашли

Из земли они пробились распустились цветы! Вдохните аромат весенних цветов (играет музыка). Но вдруг налетел озорной, весенний ветерок и унёс все лепестки. Давайте соберём цветы и украсим полянку (звучит музыка весеннего леса). Ребята, посмотрите, ветерок не только разнёс все лепестки далеко по лесу, но и все их перепутал. Нам надо найти их, чтобы собрать цветы! Выбирайте серединку для своего цветка. Вы должны быть внимательны, т.к. цвет лепестков должен быть таким же, как и его серединка (Воспитатель предлагает детям на выбор круги – серединки разного цвета).

Игра “Соберём цветок”

Воспитатель: Полюбуйтесь, как повеселела наша лесная полянка! Ребята, а я не успела найти ни одного лепестка. Ветер их унёс так далеко, разнёс по всему лесу. Помогите мне, пожалуйста, тоже собрать цветок! Что нужно сделать, если лепестков больше нет? (Ответы детей).

 (Дети предлагают отдать по одному лепестку

Потянулись, распустились

Лес наш стали украшать

С лёгким ветерком играть!

Воспитатель: Замечательные от своего цветка, для того чтобы получился ещё один цветок).

Воспитатель: Спасибо, вам, ребята! Посмотрите, какой необыкновенный цветок у нас получился. Это же настоящий цветик-семицветик! А ведь цветик-семицветик цветок необыкновенный, волшебный. Почему? (Ответы детей).

Хотите с ним поиграть?

Игра “Цветик-семицветик

Воспитатель: Каждый из вас, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток “облетит весь свет”. Для этого вы должны сказать волшебные слова:

 Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!

Воспитатель: А сейчас закройте глаза и подумайте, какое желание у вас самое заветное! (дети по очереди отрывают лепестки и говорят своё желание). Каждому ребёнку цветик-семицветик дарит фишку красную или жёлтую.

Воспитатель: Все ваши желания были хорошими, но все они были разными. Поэтому цветик-семицветик подарил вам разные фишки по цвету (вспомнить желания некоторых детей).

Как вы думаете, почему цветик-семицветик подарил ребятам разные фишки (ответы детей).

Жёлтая фишка – если ваше желание делает добро только вам, а красные фишки получили те ребята, чьё желание приносит пользу и добро кому-то ещё (друзьям, родным).

Ведь недаром есть народная мудрость “Жизнь дана на добрые дела”!

Воспитатель: Вот и закончилась наша игра, но вы не грустите, потому что цветик-семицветик оставил нам на память очень интересную книгу В. Катаева “Цветик-семицветик”. Мы будем её читать и вспоминать наше путешествие на л

Организованный в ДОУ детский клуб, направленный на закрепление положительных изменений в поведении ребёнка, его доброжелательного отношения к окружающим, способствует приобретению детьми позитивного опыта достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение. Дети начинают охотно взаимодействовать со сверстниками, у них формируются  такие устойчивые социальные навыки, как умение устанавливать  и поддерживать контакты  с разными категориями людей, способность действовать в команде, заинтересованность и мотивированность в деятельности других людей,  необходимые любому человеку  в современной жизни.

 

 

 

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти