Консультация-тренинг: «Организация двигательной активности в условиях ФГОС»

 Консультация-тренинг-в-доуАвтор Бойко Марина Геннадьевна Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» города Рубцовска Алтайского края

Консультация-тренинг: «Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС» Настоящая консультация представлена в виде тренинга, предусматривающая элементы обратной связи. Предназначена для заведующих, старших воспитателей и заместителей заведующих по воспитательной и методической работе ДОУ.

Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).

Содержание общеобразовательной Программы должно охватывать:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательно развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие [ФГОС].

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [Трубайчук Л.В.]. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на взгляд разработчиков, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].

Реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей [Сомкова О. Н.]. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

В практику работы детских садов, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.

Задачи, образовательной области «Физическое развитие»:

  •  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства …;
  • ​ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • ​ формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических

Виды детской деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • ​ Трудовая
  • ​ Двигательная
  • ​ Познавательно-исследовательская
  • Музыкально-художественная
  • ​ Воспроизведение художественной литературы
  •  продуктивная

Виды деятельности – «Двигательная»:

  •  развитие координации и гибкости
  •  развитие равновесия, координации движения​ развитие крупной и мелкой моторики обеих рук
  • ​ формирование опорно-двигательной системы организма
  • выполнение основных движений

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и

работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) –

это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является

важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

Что такое двигательная активность?

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.

В теории и методике физического воспитания выделяют:

  • регламентированную ДА
  • частично – регламентированную ДА
  • нерегламентированную ДА

Регламентированная двигательная активность — суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий (НООД)

Частично-регламентированная двигательная активность — это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность — объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Как влияет двигательная активность на здоровье дошкольников?*

Двигательная активность способствует:

  •  повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  •  росту физической работоспособности;
  •  нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  •  появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит

  • физкультурно – оздоровительным занятиям:
  • утренняя гимнастика
  • гимнастика после дневного сна
  • подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
  • физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Какие формы двигательной активности дошкольников вы можете назвать?*

Формы двигательной активности

Учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 15мин., 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин., 5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин. Основные типы физкультурных занятий:

  • традиционное
  • тренировочное
  •  игровое
  • ​ сюжетное
  • ​ с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства
  • ​ по интересам
  • ​ тематическое
  • ​ комплексное
  • контрольно-проверочное

Назовите структуру традиционного физкультурного занятия?

Организация, содержание и методика проведения традиционных занятий физкультурой подробно представлена в учебниках и пособиях (Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.). Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей.

Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств.

В основную часть входят:

  •  Общеразвивающие упражнения ( принципы подбора, чередования и методика подобно освещена в пособии Г.П. Лескова и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду).
  •  Основные движения (система работы над ними представлена в книге Е.Н. Вавилова.Учите бегать, прыгать, лазать, метать).
  •  Подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Значительное место (60%) отводится игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков. Занятие состоит из 3–5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2–3 хорошо им знакомых. При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр.

Структура игрового занятия:

Вводная часть включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают физическую нагрузку на организм ребенка. В основной части предлагается одна общая игра для обеих подгрупп и 1–2 игры, поддерживающие объем нагрузки на оптимальном уровне. В заключительной части занятия проводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве).

Основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, объединяющая действия единым игровым сюжетом, отражающим окружающий мир ребенка, например, «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата», «Птички в гнездышках» и др.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Формы организации утренней гимнастики

  •  Традиционный комплекс утренней гимнастики
  •  Утренняя гимнастика в игровой форме
  •  С использованием полосы препятствий
  •  С включением оздоровительных пробежек
  •  С использованием простейших тренажеров.

Назовите структуру утренней гимнастики?*

Структура утренней гимнастики.

Вступительная часть:

  • -построение;
  •  два — три вида ходьбы;
  •  один вид бега.

В заключение — обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.

Основная часть:

  • — дыхательные упражнения и упражнения мышц рук и плечевого пояса;
  • — мышц туловища;
  • — брюшного пресса и ног.
  • Заключительная часть:
  • — ходьба, хороводы и т. д.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна

  • разминка в постели и самомассаж;
  • гимнастика игрового характера;
  • с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
  • пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов.

Методика проведения подвижных игр.

Сбор детей на игру

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

-сюрпризный момент;

— атрибуты к игре;

— художественное слово;

— переход от совместной ролевой игры;

— отгадывание загадок;

-сбор по условному сигналу;

— напоминание игры;

— сбор по предварительной договоренности;

— беседа;

— поручить сбор кому то из детей;

Объяснение правил

-в ходе игры;

— при помощи образного рассказа;

-слова заучивают в ходе игры;

— прием подговаривания;

Новая игра

Знакомая

игра

Новая игра

Знакомая

игра

-объяснение правил до начала игры;

— вопросы на закрепление правил;

— слова заучивают заранее;

Напомнить правил игры вопросами;

-объяснение правил до начала прогулки;

— зрительная ориентация;

— пробный ход, схемы;

— дети рассказывают правила;

— самостоятельно придумывают, новы ход игры;

Выбор водящего

— по желанию детей;

— по выбору воспитателя в новой игре;

— главную роль берет воспитатель;

— по желанию детей;

— по выбору воспитателя;

— по считалке;

— по желанию детей;

— по выбору воспитателя;

— по жребию;

— в качестве поощрения;

На роль ведущего выбирают проигравшего

Руководство ходом игры

— сигнал к началу игры;

— подсказывание правил в ходе игры;

— показ движений;

— совет, напоминание;

— сигнал к началу игры;

— при нарушении правил, остановить игру и напомнить правила игры;

— совет;

— напоминание;

— сигнал к началу игры;

— подсказать, как выиграть;

— помощь в решении конфликта;

Итог игры

— положительная оценка после каждого тура игры.

— положительная оценка в конце игры и похвала по ходу;

— выделить, кто играл лучше всего;

— анализ игры по вопросам воспитателя;

— объяснить, как можно поменять правила в следующий раз.

На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т.д.).

При правильной организации и содержании п./и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Физкультминутка.

Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

Цель:

  •  повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия
  •  обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.

Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

Дополнительные виды занятий двигательного характера

  • ​ оздоровительный бег на воздухе;
  •  пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
  • ​ двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
  • ​ индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
  •  прогулки-походы в парк;
  • ​ корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
  • ​ использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Создание условий для организации двигательной активности дошкольников в ДОУ.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС

  1. Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность двигательной активности детей.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием (в соответствии со спецификой основной образовательной программы ДОУ)

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима , подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между тем с учетом физиологических особенностей, возрастных возможностей детей дошкольного возраста не все упражнения допустимы к использованию в ДОУ. Запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ являются следующие упражнения:

Упражнение

Причины ограничения

Рекомендованная замена

Круговые вращения головой

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков

Наклоны вперед, в стороны, повороты

Наклоны головы назад

Замена отсутствует

Стойка на голове

Выполнять упражнения с опусканием плеч назад-вниз

Чрезмерное вытягивание шеи

Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения лежа на спине, руки согнуты под голову

Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника

Изменить положение рук

Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине

Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза

Поднимать и опускать ноги попеременно

Кувырок вперед

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи

Замена отсутствует

Перекат на спине, удерживая руками колени

Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника

Выполнять упражнение только со страховкой педагога

Прогиб в поясничном отделе из положения лежа на животе с упором на выпрямленные руки

Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков

Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти

Сидение на пятках

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава

Сидение по-турецки

Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх

Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса

Изменить положение рук: в стороны или на поясе

Висы более 5 сек

Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппарата

Замена отсутствует

Прыжки босиком по жесткому покрытию

Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны

Прыжки только на гимнастических матах

Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы

Несформированность костей плюсны

Бег в спортивной обуви

Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча

Уменьшить вес мяча (с 5 лет по 0,5 кг)

По выбранным в произвольной форме карточкам, рассказать по алгоритму о форме двигательной активности. *

Содержание карточек:

  • подвижная игра,
  • прогулка (1 младшая, старшая группы)
  • утренняя гимнастика,
  • традиционное физкультурное занятие,
  • гимнастика после сна.

Алгоритм задания:

  • Вид двигательной активности
  • Место в режиме дня
  • Длительность
  • Методика проведения

Литература

  1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;
  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;
  3. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/201
  4. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/
  5. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
  6. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;
  7. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983; .
  8. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
  9. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;
  10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/].
  11. Хухлаева В.Д. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» М. 1984.

Консультация-тренинг

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти