Методы работы с детьми на стадии конструирования проекта

При работе над проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности.
Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Специальные
упражнения помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Игры и упражнения для развития самостоятельной мыслительной деятельности
«Смотреть на мир чужими глазами»
Цель: развитие способности изменять собственную точку зрения, видеть проблему с разных сторон.
Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами и пошел снег. Огромные хлопья
падали на дома, деревья, тротуары, дороги…»
Задание: продолжить рассказ разными способами, ответив на вопрос «Как ты отнесешься к появлению первого снега?» от своего имени; от имени водителя грузовика, едущего по дороге; от имени летчика, отправляющегося в полет; представь,
что ты ворона, сидящая на дереве; лисичка в лесу.
«Сколько значений у предмета»
Цель: научить ребенка открывать в обыденном новые,
неожиданные возможности, развивать креативность мышления.
Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования какого-либо предмета.
Игра «Карусель»
Цель: научить ребенка концентрировать внимание, замечать в ходе быстрой смены событий проявления определенной
стороны окружающего мира. Педагог предлагает детям мысленно сесть на карусель. Дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу. После каждого полного оборота остановка в разных мирах (Воды, Огня, Воздуха, Земли).
Задание: найти вокруг себя то, что соответствует этому миру. Можно акцентировать внимание детей на том, чего
они не замечали раньше (капли воды на столах, вода в блюдце под цветами).
«Тема одна — сюжетов много»
Цель: развивать способность по-разному смотреть на одно и то Же событие.
Задание: нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему («Детский сад», «Лес»).
Обучение выдвижению гипотез закладывает основу творческого мышления. Можно использовать простое упражнение в виде словесного задания: « Давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? (Почему птицы поют? Почему течет вода? Почему дует ветер?)
Неправдоподобные гипотезы называют провокационными идеями. Делая предположения, мы используем следующие
слова: может быть…, предположим допустим…, возможно, что если..
Упражнения на обстоятельства
Задание: при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезен? При каких условиях будут
полезными два или более из этих предметов (ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, гоночный автомобиль, книга,
самовар, барабан)? При каких условиях эти предметы совершенно бесполезны? Вредны?
Назовите возможную причину события:
— Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
— Друзья поссорились.
— Дети стали больше играть во дворе.
— Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
— Миша весь вечер играл с конструктором.
«Три желания»
Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? Придумайте
как можно больше гипотез и провокационных идей. Развитие умения задавать вопросы
Вопросы могут быть:
• Уточняющими: Верно ли? Надо ли? Должен ли? Правда, что?;
• Восполняющими: Где? Когда? Кто? Что? Почему? Какие?
Упражнения
1. Показать картинки с изображением людей, животных.
Предложить задать вопросы тому, кто изображен, подумать, какие вопросы мог задать тебе тот, кто изображен на рисунке (методика П. Торренса).
2. Задание: какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
3. Задание: представь, что к тебе подошел незнакомый человек.Какие три вопроса он бы задал тебе? (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
4. Задания на исправление чужих ошибок «Вопросы и
ответы»:
Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьет себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?
Эти упражнения и словесные игры предлагается использовать работе с детьми среднего-старшего дошкольного возраста на стадии конструирования любого проекта для достижения эффективных результатов; вне его с целью формирования навыков самостоятельного, поисково-исследовательского мышления.
Памятка воспитателю при проведении эмпирических исследований
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
• прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями;
• формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
• учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти