Первый коллектив в жизни ребенка

Первый-коллектив-в-жизни-ребенкаВпервые переступая порог ДОУ, дети сталкиваются с проблемой социальной и психологической адаптации в новой обстановке и в новом коллективе.

В течение ограниченного периода ребенок должен полностью изменить свой привычный ритм жизни, круг общения, взаимоотношения со взрослыми, научиться выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками.
Адаптация ребенка в детском саду нередко приводит к серьезным проблемам со здоровьем, когда дети, никогда не посещавшими детский сад, переживают острый психологический кризис. Большое значение для адаптации играет отношение к ребенку со старшими и взрослых. Многие дети в своих семьях являются объектами восхищения, похвал. Поступая в дошкольное образовательное учреждение, дети сталкиваются с тем, что многие их поступки приводят к замечанием со стороны педагогов-воспитателей. Все это выводит ребенка из состояния психологического равновесия, провоцируя стресс. Другим препятствием на пути адаптации ребенка могут стать социальные различия, которые тоже нельзя не учитывать. Рядом в группах могут оказаться ребята из полных семей, в которых ребенку уделяется внимание обоими родителями, и дети из неполных семей, в которых воспитанием ребенка занимается одна мать.
Руководитель ДОУ должен помнить, что в ДОУ нередко принимаются дети с высоким уровнем эмоциональной ранимости. Нельзя допускать резкости обращения с подобного рода детьми со стороны педагогов-воспитателей. В практике любого российского ДОУ имеется немало случаев, когда дети месяцами не могли адаптироваться в детсадовской среде только потому, что они оказались не способны самостоятельно справиться с процессом адаптации, и педагоги-воспитатели расценивали сложившуюся ситуацию с позиции избалованности ребенка. Со временем такие дети становятся депрессивными, они начинают испытывать трудности в общении с одногодками и взрослыми людьми.
Положительного эффекта можно достичь, используя целенаправленную подготовку. Подобную работу можно провести,  используя момент знакомства, который происходит во время поиска места в детском саду родителями будущего воспитанника. Прежде чем ребенок поступает в детский сад, родители проводят предварительную консультацию с заведующим детского сада, одновременно знакомясь и с педагогами-воспитателями.
Обращение родителей к руководству с просьбой принять ребенка в детский сад не должно сводиться к выяснению материальных возможностей родителей. Куда важнее будет выявление характера будущего воспитанника, его привычек, круга общения. Уже при первой  ознакомительной беседе заведующий детским садом, являющийся опытным педагогом, может узнать, каковы характерные черты мышления ребенка, его склонности, привычки, любимые занятия. Да и на информация, полученная от родителей ребенка, позволит в дальнейшем в группе уже педагогам-воспитателям правильно построить свое поведение в отношении данного ребенка, поможет справиться с его привычками и интересами.
В течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении между родителями и педагогами-воспитателями должны быть выстроены партнерские отношения или взаимоотношения союзников.
Очень часто родители отмечают изменения черт характера ребенка в первые недели посещения. Дети становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми. Они могут подолгу сидеть у себя в комнате и не идти на контакт со взрослыми либо проявлять чрезмерную эмоциональность, громко разговаривая, временами переходя на крик, разбрасывая свои игрушки, вещи. Все это — реакция на изменившиеся условия жизни, отрицательно сказывающиеся на характере ребенка.
Очень важно в первые дни пребывания ребенка в детском саду постараться не вызывать у него отрицательных эмоций. Для этого важно максимально приблизить привычный уклад жизни малыш к ритму детского сада. Опыт показывает, что особенно тяжело дети переносят разлуку с родителями, если их приводят рано утром, к на чалу работы детского сада и забирают уже поздно вечером.
Заведующий детским садом должен суметь убедить родителей что в первые недели пребывания ребенка следует приводить его на территорию детского сада только на прогулку, давая возможное ребенку самостоятельно познакомиться с игровой территорией детского сада, может быть, чем-то напоминающую площадку пере; домом, с воспитанниками детского сада и с педагогом-воспитателем.
Перед педагогом-воспитателем стоит нелегкая задача подобрать к каждому ребенку свой «ключик», выстроить с ребенком доверительные отношения. И в этом необходимо искать поддержку у родителей ребенка. Нередко дети, не выражая открыто свои негативные эмоции, выглядят подавленными, не стремятся принять участий в играх со сверстниками. Подобное состояние ребенка должно вызывать не меньшее опасение, поскольку ребенок подобным образом  переживает стрессовую ситуацию. Заведующий детским садом должен обратить на подобное состояние ребенка внимание воспитателя с дальнейшим привлечением родителей ребенка. В возникшей ситуации следует посоветовать родителям на начальный периоде пребывания ребенка в детском саду сократить пребывание мамы до минимума, а домашние условия приблизить к детскому саду.
Если ребенок испытывает глубокий стресс в  связи с изменившимися жизненными обстоятельствами, руководитель ДОУ может предложить родителям ребенка, приводя его в дошкольное образовательное учреждение, провожать малыша в группу, забирать его раньше положенного времени, давать на время пребывания в детском саду любимые игрушки. Все это поможет детям безболезненно адаптироваться в новой среде, избегая ненужных отрицательных эмоций. Нельзя допускать, чтобы дети, приходящие в дошкольное образовательное учреждение, сталкивались со слезами и отрицательными эмоциями своих сверстников. На протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении он должен постоянно чувствовать поддержку и помощь со стороны взрослых. Нельзя допускать, чтобы ребенок сталкивался с черствостью, равнодушием и жесткостью взрослых. Все это негативным образом сказывается на процессе адаптации.
Руководитель ДОУ должен совместно с педагогами-воспитателями организовывать воспитательно-образовательную среду, учитывая особенности каждого ребенка. Дать ребенку возможность почувствовать свою значимость в группе, увидеть результат своего труда —  задачи, без решения которых невозможно достигнуть положительного результата воспитательной работы.

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Навигация

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти