Программа «Дошкольная туристическа подготовка»

Дошкольная-туристическа-подготовкаАвтор: Инструктор по ФК и туризму Непомнящая Н.В., МДОБУ центр развития ребенка – детский сад № 41 г.Сочи

Пояснительная записка

Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема стала волновать представителей широкой общественности и политиков. До 80% первоклассников приходят в школу, имея нарушения состояния здоровья. К моменту окончания школы число таких детей увеличивается до 90%. Поздно бить тревогу и заниматься исследованиями, необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм.

Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Новизна данной программы состоит, прежде всего, в её комплексности, которая дает возможность детям дошкольного возраста осознать ценность здорового образа жизни, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.

Кроме этого, программа по дошкольной туристской подготовке позволяет улучшить связи с социальными партнерами – музеями истории города, районов, Сочинским Национальным парком, Заповедником, детской поликлиникой.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Программа кружка «Дошкольная туристская подготовка» относится к туристско-краеведческой  направленности, рассчитанной на один год.  Возрастная категория объединения «Дошкольная туристская подготовка : 5-7  лет (старшая  и подготовительная группа ДОУ).  Программа предусматривает  6-часовые занятия в неделю, 216 часов в год.  Работа по программе  проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состояния здоровья.  Программа  построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения о здоровом образе жизни и спортивном туризме. Практическая часть заключается в работе кружковцев над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по пешеходным маршрутам, местам активного отдыха воспитанников, по экологическим тропам и рекреационным объектам г. Сочи.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в неделю по 1 часу, 1 час=30 минутам (см.СанПиН); и раз в неделю экскурсионный день: 4 часа, 1 час=30 минутам).

Цель программы: формирование здорового образа жизни дошкольников посредством туристско-краеведческой  деятельности.

Программа предусматривает решение следующих основных задач:

1. Дать представление о значимости туризма для формирования здорового образа жизни;

2. Сформировать начальные туристские знания, умения, навыки ;

3. Дать представление об экологии и охране окружающей среды;

4. Формировать у ребенка мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

5. Научить самообслуживанию в полевых условиях (в походах, на туристских слетах и спортивных соревнованиях).

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

— поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

— метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

— метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

— метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий-«туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы,    проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля:  конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Прогнозируемые результаты :

— приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

— формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

—  приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

 

К концу обучения воспитанники должны

знать:

— критерии здорового образа жизни;

— название края и краевого центра;

— чем славится Краснодарский край;

— название города, в котором живешь, название районов,

— достопримечательности: железнодорожный и морской, авто вокзалы, собор Михаила Архангела, зал «Фестивальный», зимний театр, кинозал «Стерео», Выставочный зал, ЦДЮТЭ, цирк,  стадион, парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры», памятник «Якорь-пушка, стела «Подвиг милосердия»;

—  название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона;

— правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

— разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

— топографические знаки : шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг ;

— требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность,  безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;

— особенности растительного и животного мира города;

уметь:

различать и складывать  костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

— владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

— свободно устанавливать и собирать палатку;

правильно выбирать здоровую пищу;

— самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

— выполнять правила гигиены юного туриста;

— ориентироваться на незнакомой местности при  помощи карты;

— пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

— применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

— выполнять общие правила и обязанности участника похода;

— распределять обязанности в группе( командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)

— проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

— проводить простые исследования для разработки мини проектов.

 

Условиями реализации этих задач являются:

-наличие квалифицированных педагогов дополнительного образования, имеющих звание «Инструктор детско-юношеского туризма» или «Организатор туристско-краеведческой работы» .

— взаимосвязь теории с практической работой;

— наличие достаточного количества туристского снаряжения.

3. СОДЕРЖАНИЕ     ПРОГРАММЫ

Тема 1. Здоровый образ жизни

Теория

Критерии здорового образа жизни. Оздоровительная роль туризма. Значение туризма (прогулок и экскурсий)  для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях. Правила поведения юных туристов. Знакомство с кодексом юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле — здоровый дух», «Чистота — залог здоровья». Юные туристы — хорошие товарищи и коллективисты  «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя».

Практика

Прогулки в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы. Тесты и анкетирование

 

Тема 2. Краеведение

Теория

Наш район (история и краеведение). Достопримечательности нашего района. Наш город (история, административное деление). Достопримечательности нашего города.

Наш Край. Чем славится Краснодарский край (Краснодарский край-житница России, курорты Краснодарского края). Наше Черное море (обитатели). Флора и фауна города Сочи. Экологические тропы города. Охрана природы.

Практика

Прогулки, экскурсии и походы выходного дня по достопримечательностям, рекреационным объектам, экологическим тропам  района, города.

 

Тема 3. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста

Теория

Основы безопасности в природной среде. Основы безопасности дома и в школе. Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда; личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Требования к продуктам для перекуса (здоровая пища). Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор  личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Установка палатки. Бивуак. Бивуачные работы. Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки. Ориентирование. Карта (спортивная).

Топографические знаки. Обязанности в туристской группе

.

Практика

Игры на темы: «Собери рюкзачок к туристской прогулке», «Как сделать воду чистой и безопасной для употребления». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям. Походы выходного дня, экскурсии. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки). Планирование места организации бивака по плану (карте) местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в парке). Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Ориентирование по карте на туристской прогулке. Распределение обязанностей в тургруппе во время ПВД.

 

Тема 4. Азбука спортивно-оздоровительного туризма

Теория

Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы в лесу по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы). Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней физкультурной зарядки. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.

Практика

Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития учащихся. Подвижные игры на свежем воздухе. Веселые эстафеты, велосипедная езда, катание на роликах и коньках. Преодоление препятствий в природе: различные переправы (параллельная, навесная, маятник, бревно, кочки и т.п.). Мини-соревнования, велосипедная езда, катание на роликах и коньках (День здоровья).

 

Тема 5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь

Теория

Правила соблюдения личной гигиены юного туриста. Утренний и вечерний туалет.

Закаливание организма юного туриста. Обязанности санитара туристской группы.

Профилактика заболеваний и травматизма. Работа санитара туристской группы. Медицинская аптечка. Виды носилок. Переноска пострадавшего.

Практика

Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса. Обсуждение правил личной гигиены с организацией чаепития во время туристской прогулки. Игра «Айболит» во время ПВД. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Изготовление различных видов носилок во время ПВД.

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Навигация

Обсуждение: оставлено 2 коммент.
  1. Алена:

    Добрый день!Очень понравилась ваша программа.Очень продуктивно и продумано.Будем использовать в своей работе.СПАСИБО

  2. godex4:

    Пожалуйста 😐

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Реклама на сайте
Мы вКонтакте
Мы на Одноклассниках
© 2016 Сайт для воспитателей детских садов и родителей.   Войти